ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ

 

«Вечерний Новосибирск» № 219 (9004). Среда, 23 сентября 1987 г.

— с чего начинается Родина —

 

ОБРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

 

Эти два письма оказались в редакционной почте почти одновременно. Два человека, вероятнее всего, ничего друг о друге не слышавшие, написали, не сговариваясь, об одном н том же: о мире своего детства. У одного детство хоть и проходило в глубоком тылу, но все же было опалено дыханием войны, у другой, выросшей в небольшом селе, оно тесно сплелось с извечным кругом крестьянских дел и забот. Но, как и у всех людей, их воспоминания согреты тем особенным теплом, с которым взрослый человек всегда думает о годах детства — поре постижения жизни, приобщения к своей «малой родине», будь то неприметное село или городской двор.

Может быть, на первый взгляд, случайными покажутся детали н эпизоды, о которых вспоминают Ю. Коршунов и Н. Андреенкова. Но за этими черточками тогдашней жизни стоит целая эпоха. Непросто дать ответ на вопрос, с чего начинается Родина. Да и каждый ответит на него по-своему. Только в одном сойдутся, пожалуй, все: Родина начинается с впечатлений детства.

 

Про жизнь на улице Крылова

 

Из ранних детских впечатлений почему-то лучше других запомнилось это.

— Стекла стеклить! Рамы вставлять! — зычные и звонкие голоса неслись с улицы. И мы видели дядьку или парня с большим плоским ящиком, где блестели новые стекла, отливали они зеленью. Это был местный сервис.

— Ножи точить! Кому ножи точить! — это уже дядька с целым ставком. Если есть заказ — остановится, закрутит свое большое колесо, искры во все стороны. Тоже сервис.

А мы рядом, смотрим. Сверканье искр привлекает. И потом в своем дворе пытаемся сделать так же. Мне проще. У моего деда целый толстый круг, насажен на железную ось. есть ручка, внизу корыто, куда наливается вода. Только крути. Но и это даже не так просто шкету. Но крутили и точили. Или делали вид.

Вспоминается и особый ритуал весной. Когда пригревало солнце и снег становился ноздреватым, все мы во главе с дедом выходили на улицу и начинали разгребать ближайший сугроб. Лопатами нарезались брусья снега. Их носили в погреб, делали «запас» холода на все лето. Иногда привозили глыбы льда с Оби. Но о реке долгое время я не имел представления. С улицы Крылова нас туда долго не пускали. Не помню, когда впервые увидел нашу большую реку.

Но ледоход на Оби помню. Давний предвоенный. Как громоздились льдины, как исчезла дорога, изломалась, уплыла вместе с конским навозом.

Война пришла, когда мне не было и восьми лет. Стало голоднее, холоднее, но тыл был глубокий, а возраст такой, что мы до конца не могли осознать происходящее. Тогда, в 41-м, началась «борьба» улицы с улицей, целые «сражения»... А, может, и раньше они были, только возраст не давал мне возможности быть посвященным в орден рыцарей улицы.

Мы с сестренкой ходили в железнодорожную столовую на улице Урицкого есть суп — обычно это была мутная жидкость, в которой иногда можно было поймать немного картошки. Картошка вообще вспоминается больше всего. Ее ели так, «в мундире», из нее пекли драники — оладьи, ее клали в нехитрый суп. И ее не всегда хватало. Обо всех свиданиях с картошкой не рассказать, наиболее ярко в памяти удержался случай, когда мы с сестренкой ели из маленькой чашки очень скудную порцию мелких позеленевших клубней.

И снова перед глазами Обь, зимняя, военная. На этот раз в связи с той же картошкой. Как долго везли мы с тетей мешок картошки на санках через Обь, из Кривощекова! Скрипели полозья низких самодельных санок, струной натянулась веревка. Местами зеленел лед среди надувов снега. Кое-где мы спотыкались, но достигли другого берега, и дальше волокли санки еще больше часа.

Начальную школу в бревенчатом доме по улице Татарской (как раз в зале этого дома выступал Сергей Образцов: до сих пор перед глазами его пальцы с надетыми головами кукол) окончил в 1944 году с похвальной грамотой. К маю 1945-го мне было 11 лет. Праздник Победы встретил на камнях фонтана у Первомайского сквера, напротив Дома Ленина. Поток людей заполнял весь Красный проспект. Люди шли и шли.

С осени 1945 года начал ходить в мужскую школу № 4 за жиркомбинатом. От дома это было уже довольно далеко. И эти переходы добавляли наблюдений. Впечатления те сохранились в памяти и сейчас.

Например, помнится лошадь, которая задела провод, и ее убило. Или кавалеристы, которые занимались в своей школе на улице Логовской перед сенным базаром и барахолкой, у которой одноногие инвалиды продавали махорку стаканами и рюмками, а дородные тетки бойко торговали борщом, пельменями из пузатых кастрюль, беляшами, пирогами. Где только бралось тогда сырье для этого? — думаешь сейчас.

Прошли годы. Изменилось почти все. Нет кавалерийской школы, нет сенного базара и старого ипподрома, нет многих прежних улиц.

Но по-прежнему живут они в памяти и по-прежнему дороги, как дорого все, с чем связывается такое простое и такое сложное понятие «Родина».

 

Ю. КОРШУНОВ, научный сотрудник Биологического института СО АН СССР.

 

 

Ю. П. КОРШУНОВ И ОБЩЕСТВО «СИБИРЬ»

 

«Большевистская смена», № 90 (2769). 26 июля 1950, стр. 3.

 

В ПОХОДЕ

 

Позади остались Новосибирск, Искитим, Легостаево, участники областного туристского лагеря школьников прибыли в Маслянино. Прежде всего мы решили посетить колхов « Льновод», руководит которым Герой Социалистического Труда Н. Е. Косых.

Приветливо встретил нас Николай Егорович. Мы побывали на колхозных полях и увидели много интересного: тучные хлеба, лен, прекрасную сортоиспытательную станцию, стада коров.

Наш штаб решил помочь колхозникам на сенокосе, и на другой день, разделившись на три группы, мы влились в колхозные бригады. Работали дружно. Пионеры во всех трех бригадах выпустили «боевые листки».

Вечером присутствовали на торжественном собрании, на котором 60 членам артели «Льновод» были вручены ордена и медали.

После Маслянино мы пойдем по маршруту: Б. Калтай—Выползово—Иня—Барнаул, а оттуда вернемся в родной Новосибирск.

 

Юрий Коршунов, начальник штаба экспедиции.

 

 

«Большевистская смена», № 100 (2779), 20 августа 1950, стр. 3

 

ПИОНЕРСКАЯ СТРАНИЧКА

 

Несколько дней назад закончил свою работу областной туристский лагерь. Ребята прошли 300 километров по маршруту Новосибирск—Барнаул.

С большим увлечением рассказывают они о своих дорожных приключениях, находках. Много бабочек, птиц, пресмыкающихся, земноводных поймали зоологи. Десятки видов растений собрал ботанический отряд. Географы нанесли на карту несколько километров речки Талица, познакомились со строением речных долин.

Неплохо поработали и геологи. Горный хрусталь, песчаники и другие минералы и горные породы принесли они а подарок родной школе.

В последний раз собрались юные туристы у походной карты. Вот стоят они, бодрые и веселые: Аня Тырышкина (ученица Куйбышевской средней школы № 1). Шлёма Геллерштейн (ученик Тогучинской средней школы № 1), Клава Максименко (ученица Болотнинсиой средней школы № 2). Володя Матяшкин (ученик Усть-Таркской средней школы). Толя Галушко (ученик Краснозерской средней школы).

Текст Ю. Коршунова. Фото Г. Чичулина.

 

 

«Большевистская смена» № 115 (2794), 24 сентября 1950 г., стр.2.

 

БЛИЖЕ К ЗАПРОСАМ ШКОЛЬНИКОВ!

 

Mного лет работает в Новосибирске областная станция юных техников и натуралистов. Большой опыт накопила она за  это время. Мы вправе поэтому предъявлять к станции очень высокие требования — она располагает всеми возможностями к тому, чтобы придать работе еще более широкий рамах, оказать серьезную помощь школам в развитии движения юных техников и натуралистов.

Все ли сделал коллектив станции для успешного»решения этой задачи? Нет, далеко не все.

В лабораториях станции занимается очень мало ребят. Работники станции плохо учитывают интересы различных групп школьников. Вот в чем основная причина.

Нельзя сказать. что такое положение типично для всех лабораторий. С интересом занимаются, например, старшие школьники в физической лаборатории у Е. Ф. Арзамацева, в авиалаборатории И. Н. Кузнецова, в юношеском географическом обществе «Сибирь», которым руководит С. А. Стром.

Зато в лаборатории натуралистов работа цветоводов и овощеводов сводится лишь к приготовлению семян растений для отправки в школы области и на районные станции юных техников н натуралистов.

Лаборатория ихтиологии занята тем. что готовит аквариумы по заказам школ, но почти не ведет творческой работы с учащимися. В зоологи ческой лаборатории работы по препарированию чаще всего производит сам руководитель. А разве нельзя научить этому самих учащихся?

О наличии элементов формализма в работе станции свидетельствует областная выставка работ юных мичуринцев, которая открылась 13 сентября

В вестибюле стоят два щита с фотографиями, но подписей к ним нет. Посетителям неясно: кто изображен на снимках, чем занимаются ребята, из какого они района. В зале расположены экспонаты выставки: арбузы, дыни, баклажаны, капуста, лен, рожь, пшеница. Около каждого сорта — ярлычок с названием сорта Но в подписях снова не указано, кто же выращивал эти культуры, каких результатов добился. Этого и не могли указать работники станции, так как большинство экспонатов… выращено рабочими на агроучастке станции и никакого отношения к юным мичуринцам не имеет.

На выставке должны быть представлены работы вcex paйонных станций юных техников и натуралистов, школ города Новосибирска. К сожалению, экспонатов из районов немного и выглядят они очень бледно. Например, экспонаты детской технической станции г. Черепаново представлены небольшим числом работ по рукоделью, маленький коллекцией бабочек и несколькими образцами горных пород.

Если считать эту выставку итогом работы станции юных техников и натуралистов в I950 году, то итоги, весьма плачевные...

 

Ю. КОРШУНОВ

 

 

«Большевистская смена», № 105 (2784), 1 сентября 1950, стр. 2.

 

СНОВА ЗА ПАРТУ

 

Первый школьный день! Радостно встречают его миллионы советских ребят, моих сверстников. С особым чувством входит сегодня в школу десятиклассник. Пройдет год — и прощай школа!

Особенно родной и дорогой кажется нынче любимая школа. Невольно перед глазами встают годы, проведенные за партой.

Помню, еще в четвертом классе я увлекался естествознанием, прочел много книг о научных открытиях, путешествиях, природе. Хотелось все это увидеть своими глазами.

И моя мечта осуществилась. Несколько лет назад вместе с товарищами по школе я отправился с экскурсией на Алтай. Как билось сердце, когда на горизонте в синей дымке показались зубчатые горы Алтая! Богатые подарки принесли мы в то лето родной школе.

В седьмом классе я вступил в юношеское географическое общество «Сибирь». Волнуясь, вошел в первый раз в Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР. Там нас приветливо встретили кандидат биологических наук А. И. Янушевич, научный сотрудник М. Г. Владимировскнй, препаратор А. Бессонов. Они научили нас препарировать птиц и животных, вести наблюдения за жизныо растений. В краеведческом музее большую по мощь оказал нам Б. С. Семенов.

С экспедицией географического общества «Сибирь» бывали мы на северных отрогах Салаира. После экспедиции нам, ее участникам были присвоены звания действительных членов общества «Сибирь» и звания инструкторов — зоологов, геологов, ботаников, гидрологов.

В следующие годы я участвовал в дальнейшей работе общества «Сибирь». Опять побывал на Алтае, Салаире.

Участие в экспедиции позволило нам лучше, полнее узнать родной край, еще больше усилило любовь к природе, желание творчески помогать ее преобразованию. Скажу прямо: все это определило мое будущее—я твердо решил стать зоологом. Окончу десятый класс и поступлю в университет на биологический факультет.

Десятый класс! Это — итог школьной жизни, последняя проверка наших сил и знаний. Многое предстоит сделать в этом году: повторить и закрепить весь пройденный материал, подняться еще на одну ступень в овладения науками. Невольно хочется сказать: пусть новый учебный год будет еще лучше, плодотворнее других.

Ю. КОРШУНОВ, ученик 10-го класса 44 школы г. Новосибирска.

 

 

«Большевистская смена», № 133 (2812), 5 ноября 1950, стр. 2.

 

СЛЕТ ЮНЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

 

 

Поделиться опытом, подвести итоги походов за лето собрались новосибирские школьники на четвертый слет юных путешественников.

Кандидат биологических наук, работник Западно-Сибирского филиала Академии паук А. В, Куминова передала юным делегатам привет от ученых и пожелала успехов в дальнейших походах.

Один за другим на трибуну поднимались юные путешественники. О поездке в Нарым рассказал ученик 8 «Б» класса 73-й школы Эдуард Левитский. Своими впечатлениями о городе-герое Ленинграде поделилась Таня Мушат, ученица 9 «А» класса 56-й школы.

Яркими были и другие выступления делегатов. Школьники рассказали о горной Шории, шлюпочном походе по Оби, путешествиях по Новосибирской области, о том, как в пути помогали колхозникам, о своих находках, о том, как обогатили их знания исследовательские работы. Четвертый слет юных путешественников показал, что краеведческая работа в ряде школ нашего города поставлена хорошо. И в дальнейшем юные путешественники будут следовать совету великого Ломоносова:

Всегда исследуйте всечасно,

Что есть велико и

                         прекрасно...

 

На снимке (слева направо): Наташа Трофимова (50-я школа), Саша Юрин (73-я школа), Таия Мушат (56-я школа). Эдик Левитский (73-я школа), Боря Горбатов (10-я школа), Вера Шувалова (56-я школа) — участники четвертого слета юных путешественников.

Текст 10. Коршунова.

Фото А. Соломахина.

 

«Большевистская смена», № 93 (2928), 3 августа 1951 г., ср. 3.

 

ПО МЕТОДУ АКАДЕМИКА ЛЫСЕНКО

 

В Толмачевской средней школе № 60 Новосибирского района заложен опытный участок с полевым и овощным севооборотом. На участке разбиты также цветники, плодово-ягодный сад, полезащитная лесная полоса. Школьники проводят опыты по яровизации зерновых, овощных и технических культур, применяя методы академика Лысенко.

 

Ю. КОРШУНОВ.

 

 «Вечерний Новосибирск», 9 марта 1988 г., № 56

 

— ИЗ БЛОКНОТА КРАЕВЕДА —

 

В СИБИРЬ ВЛЮБЛЕННЫЕ

 

«Говорит Новосибирск! Начинаем передачу для детей среднего школьного возраста. Сегодня у нашего микрофона проводит заседание совет общества юных географов «Сибирь». Председатель совета Юрнй Коршунов. Присутствуют: Вега Сперанская — секретарь общества, Лиля Мещерякова — заведующая корреспондентским отделом, Феликс Матвеяков — редактор журнала «По родному краю», члены общества Лида Лопатина, Зина Курчеева, Люда Зайцева. Наши гости — артистка Новосибирского театра оперы и балета Лидня Владимировна Мясннкова, главный режиссер радиокомитета н артист театра «Красный факел» Николай Михайлович Коростынев, пианистка радиокомитета Галина Александровна Пашковская».

 

Так началась передача, прозвучавшая по Новосибирскому радио 24 апреля 1949 года. Говорили мы в ней о лесах и суховеях, о сборе семян деревьев, о летних планах. Прозвучало стихотворение Маршака «День леса», были вести с мест, из отделений в области. Потом Н. М. Коростынев прочитал отрывок из повести Паустовского «Преодоление времени», Лидия Владимировна исполнила песню на музыку Титова «Баллада о ключе» и завершила передачу «Комсомольской песней-маршем» на музыку Белого. В следующих передачах, к которым нас готовила главный редактор детского вещания Юлия Филаретовна Ольгинская, речь шла о нашем городе и великой Оби, об озере Байкал и об открытии Антарктиды, о Туркменском канале и покорении Вселенной, о наших собственных походах по Сибири, и даже стоял вопрос о том, что произойдет, если Обь будет впадать в... Каспийское море.

К тому времени об обществе «Сибирь» в городе уже слышали многие. А начиналось оно за два года до этого — зимой 1947-48 годов, сорок лет назад. Тогда из Саратова в наш город приехал Семен Аронович Стром, географ, окончивший Ленинградский университет. На базе областной станции юных техников и натуралистов он и организовал юношеское географическое общество «Сибирь».

Прекрасный рассказчик, С. А. Стром выступал перед ребятами в разных школах. И они, очарованные перспективой летних путешествий, шли и шли в старый деревянный дом на улицу Нарымскую, 3. Образовались секции геологов, гидрологов, ботаников, зоологов. Начались занятия в краеведческом музее, в Западно-Сибирском филиале АН ССС, в геологоуправлении. Общество «Сибирь» имело устав, во главе стоял совет из ребят. Ячейки общества работали во многих районах Новосибирской области.

Летом 1948 года из школьников Новосибирска и области была организована Восточная экспедиция, 17 июля начался поход к Салаиру. Он описан С. А. Стромом в небольшой книжечке «32 дня в походе», выпущенной в Новосибирске в 1949 году.

Это были незабываемые дни! Встречи с интересными людьми, работа на колхозных полях, изготовление наглядных пособий для школ на дневках после трудовых маршрутов, выполнение заданий геологов и гидрографов, наблюдения за животными и растениями, открытие целого «клада» костей древних животных на реке Тарьсма — вот далеко не полный перечень итогов этой экспедиции.

Экспедициями общества было пройдено много дорог. В 1949 году — Алтай, Чемал, Каракольские озера, в 1950 — Салаир и долина Оби до Барнаула, в 1951 — Южное Приобье, в 1952 — Алтай, Телецкое озеро, потом на плотах до города Бийска...

Эта яркая страничка жизни моей и всех, кто входил в общество «Сибирь», связана с именами и других наших старших товарищей — заведующего отделом природы краеведческого музея Бориса Сергеевича Семенова, директора музея Михаила Михайловича Зоркого, геолога Геннадия Львовича Поспелова, зоологов Константина Тимофеевича Юрлова и Игоря Николаевича Глотова.

Шло время, мы росли, кончали школу, одни ребята сменяли других. В 1952 году я ехал на Алтай уже студентом биофака Томского университета, студенткой и помощником С. А. Строма была в этом походе и Римма Пазухина. В Томский университет поступили активисты общества Вега Сперанская, Лиля Мещерякова, Игорь Александров, другие — в иные вузы. Юрий Загвоздин н Альберт Гершевич избрали военные профессии, первый стал морским офицером, второй служил в артиллерии, а позже посвятил себя журналистике.

Общество всем нам дало главное — определило дальнейший путь, учило жизни. окрыляло, сделало верными друзьями сибирской природы.

Общество продолжало работу до 1954 года, но и после этого С. А. Стром еще многие годы провел рядом с детьми и многих вывел в люди. Жаль, что в наши дни в городе нет такого общества.

 

Ю. КОРШУНОВ, действительный член Всесоюзного энтомологического общества.

 

 

«Вечерний Новосибирск», 17 октября 1988 г., № 238

———ИЗ АРХИВА КРАЕВЕДА———

 

НЕПЛОХО БЫ И ВСПОМНИТЬ..

 

Сорок лет назад, осенью 1948 года, в Новосибирске вышел из печати первый выпуск сборника «Изучай свой край» из научно-популярной серии «В помощь краеведу». Так началась полезная для всех любителей природы просветительская деятельность молодого тогда Западно-Сибирского филиала АН СССР и Новосибирского отдела Всесоюзного географического общества.

Первый выпуск был введением к изучению растений, насекомых, птиц, млекопитающих. Второй выпуск рассказывал о поисках полезных ископаемых, третий — о более подробном изучении растительности, с инструкцией по сбору и сушке лекарственных растений Новосибирской области. В эти же годы изданы брошюры А. В. Куминовой и А. И. Янушевича о растительности и животном мире Новосибирской области, о природе Кузбасса; В. П. Казаринова — о геологии области; Н. Н. Протопопова и А. М. Дворина — о Новосибирске.

Новосибирское областное государственное издательство также начало публиковать серию «Библиотечка школьника-краеведа». В 1951 году из печати вышла книжка «Сокровища сибирской тайги» Г. В. Крылова, в 1952 году — «По Алтаю» А. В. Куминовой,

Тогда, в 50-е годы, краеведческая работа в школах города получила широкое развитие. Каждое лето многие школьники Новосибирска проводили в походах по родному краю. Активно действовало юношеское географическое общество «Сибирь». В конференц-зале филиала АН СССР на улице Фрунзе каждое воскресенье школьники города собирались на лекции ученых, знакомящих с самыми разными областями знаний.

Сейчас краеведческая работа ведется у нас отдельными энтузиастами. Школа, ее новая программа только выиграют, если везде на местах это движение станет реальностью.

В конференц-зале на улице Фрунзе мы предполагаем возобновить занятия. Сотрудники Биологического института СО АН СССР намерены начать с лектория экологических знаний как основы для краеведческой работы. Тысячи юных и взрослых любителей природы были бы благодарны Новосибирскому книжному издательству, если бы оно возобновило серию «Библиотека школьника-краеведа».

 

Ю. КОРШУНОВ, действительный член Всесоюзного энтомологического общества.

 

Используются технологии uCoz